Жизнь в Петербурге.

Благодаря помощи красноярского золотопромышленника, купца первой гильдии и мецената П.И. Кузнецова, начинающий живописец Василий Суриков получил возможность учиться в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Поездка от Красноярска до Петербурга была первым самостоятельным путешествием молодого художника. Дорога заняла у него около двух месяцев, на перекладных, с рыбным обозом Кузнецова, с долгими остановками, двадцатилетний Василий Суриков проехал почти через всю Россию.

Покидая Красноярск, В.И. Суриков увозил с собой сибирскую жизнь, воспоминания детства, которые в течение всей его дальнейшей жизни будут служить постоянным источником его творческого вдохновения. Василий Суриков с жадностью впитывал новые впечатления, которые раскрывала перед ним центральная Россия, сильно отличающаяся от привычной сибирской глуши. Как вспоминал сам художник: «Жестокая жизнь в Сибири была, совсем XVII век». Между Красноярском и его патриархальными обычаями с пережитками древнерусского быта, с суровыми нравами и Петербургом, европейской столицей, с ее дворцами, академиями, политической жизнью было много отличий, которые так поразили художника.

По письмам можно восстановить остановки Сурикова в пути. «В Казани тоже останавливались дня четыре, – пишет он, – и там видел все древние исторические постройки. Мне очень понравился этот город, лучше всех по веселой жизни своей. От Казани мы до Нижнего все по большей части ехали по Волге, и много городов видели по ней. В Нижнем Новгороде тоже жили дней пять, и там смотрели все, что заслуживает внимания». В Москву Суриков приехал в середине февраля 1869 года. Хотя нужно было спешить в Петербург, была сделана кратковременная остановка. «Когда в Петербург из Сибири ехал красоту Москвы увидал, – вспоминал впоследствии Суриков. – Я на памятники как на живых людей смотрел. В Москве останавливались три дня, и я осматривал достопримечательности». Первая встреча Сурикова с памятниками древней русской  столицы – живыми свидетелями истории отложилась в сознании художника, впоследствии эти впечатления переродятся в творческие замыслы.

Пройдет еще несколько лет, и новый приезд Сурикова из Петербурга в Москву даст необычайной силы толчок его творческой фантазии. Но этому моменту предшествовали годы напряженного труда в столице Российской империи – Петербурге, куда в Академию художеств и направился Суриков после трехдневного пребывания в Москве.

В Музее-усадьбе В.И. Сурикова сохранились жанровые зарисовки академического периода художника. Параллельно с выполнением учебных программ, В.И. Суриков делал для себя наброски и акварели, беря сюжеты из окружающей столичной жизни. В небольших акварелях он был готов отразить любое впечатление. К этим зарисовкам 1870-х гг. относятся «Дама под зонтиком», «На барже», «Девушка-украинка», «Вечер. Телега с сеном», а также карандашный рисунок «Венера», в отличие от остальных выполненный в строгом академическом стиле.

На рисунке «Дама под зонтиком» изображен теплый день. В России второй половины XIX века зонтики от солнца были признаком благосостояния. Обилие таких зонтов в Санкт-Петербурге произвело большое впечатление на молодого художника из провинции. В период обучения художник любил совершать прогулки по столице. Этюд «На барже» позволяет остро прочувствовать атмосферу, присущую портовому городу – моряк на судне, мачты парусников, виднеющихся на фоне в голубой дымке, ветра с залива, крики чаек.

Хотя и не сохранилось достоверных сведений о занятиях художника на каникулах, кроме 1873 года, когда он уехал в Красноярск, можно предположить, что без дела художник не сидел, вполне вероятно, что он занимался творческой деятельностью, а вдохновение  к нему приходило в поездках по ближайшим деревням. В 1874 году художник пишет акварельный портрет «Девушка-украинка (Девушка-малороссиянка)». Художник изобразил девушку-крестьянку в украинской народной одежде. Уже в годы обучения в Академии художник задумывал свои исторические полотна, делал рисунки и карандашные наброски, «практиковался в композиции». К таким работам можно отнести и группу эскизов и набросков 1872 года к картинам: «Нерукотворный образ (Посол Авгаря, князя Эдесского, к Иисусу Христу)», «Изгнание торгующих из храма».

Из писем почти ничего не известно о работе над произведениями 1870 – 1880 годов. Первое большое полотно «Утро стрелецкой казни», которое художник представил на выставке художников-передвижников 1881 года, упоминается всего несколько раз. В воспоминаниях, поведанных его биографу, поэту М.А. Волошину мы находим слова Василия Ивановича о его любви «рисовать все деревянные принадлежности: дуги, оглобли,  колеса». «Когда я телегу видел, – вспоминал художник, – я каждому колесу готов был в ноги поклониться.  А  в  дровнях-то  какая  красота – в копылках, в вязах, в саноотводах». Эту красоту художник искал и находил во всем. Его рисунок «Вечер. Телега с сеном» наполнен покоем в тихий предвечерний час. Возможно, эта акварель с деревянной телегой является ранним предвестием к «Стрельцам». Примечательно, что в этой дорожной зарисовке художнику был важен сам пейзаж – изобразить пыль от колес, колею дороги, горные вершины, озаренные лучами уходящего солнца.

Академический период связан не только с обучением, но и с большими переменами в жизни художника. В Петербурге он женится на француженке Елизавете Шаре. В 1878 году он вместе с женой переезжает в Москву. На этом его творческий период, связанный с Петербургом закачивается, однако Василий Иванович еще не раз посетит северную столицу.

sculpture dama ukrainka

eskiz

barga

telega

Новости (все события)

Музей в социальных сетях      Вконтакте
Музей на карте города
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений