Наступила середина лета, и нам напоминает об этом урожай, который начинает появляться на усадебном огороде.

У Суриковых возле амбара, где разрослись черёмухи, стояла скамья, дальше начинался огород. Василий Иванович и его младший брат Александр всегда праздновали сбор урожая: выкапывали ямку, разводили огонь, а в таганке варили свежую картошку. А потом тут же уплетали её под черёмухой, сидя на скамье и поставив между собой большую солонку. Это было у них в обычае.

kartoshka ogurez

pomidor kapusta

ogorod vishna

В рамках 70-летнего юбилея Музея-усадьбы В.И. Сурикова, 10 июля в Аскизском краеведческом музее им. Н.Ф. Катанова, Республика Хакасия, состоялось открытие передвижной выставки постеров «Акварель и графика В.И. Сурикова». На выставке представлены работы доакадемического и академического периодов в творчестве художника.

 Посетители музея имеют возможность познакомиться с копиями работ Василия Ивановича из собрания Музея-усадьбы В.И. Сурикова.  Часть работ, представленных на выставке написаны во время каникул в 1873 году, когда Суриков гостил на приисках красноярского золотопромышленника, мецената, купца первой гильдии Петра Ивановича Кузнецова. Это акварели: «Два всадника», «Татарская Тесь», «Заимка в Хакасии», «Осёдланный конь».

По одной из версий здание в котором располагается Аскизский краеведческий музей им. Н.Ф. Катанова являлось летней резиденций П.И. Кузнецова, и не исключено, что Суриков гостил и в этом доме.

Передвижная выставка «Акварели и графика В.И.Сурикова» - первая выставка, представленная музеем за пределами Красноярского края.

ask1 ask2 ask3

А знаете ли вы, что В.И. Суриков и Л.Н. Толстой были знакомы и даже дружили некоторое время?

 

Почему некоторое время? Сейчас мы с вами это выясним.

 

Василий Иванович познакомился с Львом Николаевичем примерно в 1879 году (точной даты знакомства не сохранилось). Познакомил их общий друг – Илья Ефимович Репин. Знакомство произошло в библиотеке Румянцевского музея. Граф уже слышал о Сурикове от Репина и был рад знакомству. Суриков был в восторге от общения и позже познакомил графа со своей женой.

 

Лев Николаевич даже внёс свой небольшой вклад в создание работы «Утро стрелецкой казни». Вспоминает внучка писателя Н.П. Кончаловская:

 

«Утром к Суриковым зашел Толстой. <…>   Лев Николаевич долго сидел в молчании перед картиной, словно она его захватила всего <…>

— А скажите, как вы себе представляете, — Толстой быстро поднялся со стула, — стрельцов с зажженными свечами везли на место казни?
— Думаю, что всю дорогу они ехали с горящими свечами.
— А тогда руки у них должны быть закапаны воском, не так ли, Василий Иванович? Свеча плавится, телегу трясет, качает… А у ваших стрельцов руки чистенькие,<…>.
Суриков оживился, даже обрадовался:
 — Да, да! Как это вы углядели? Совершенно справедливо. Сейчас попробуем…
Он нашел тюбики с белилами, охрой и слоновой костью и торопливо выдавил краски на палитру, смешал их в нужный цвет. <…> Свеча оплыла, закапав руку воском.  

 — Да… Так совсем другое дело… Вот глаз-то у вас! Спасибо, что надоумили. <…> ».

 

Дружба продолжалась около десяти лет, а возможно продолжалась бы и дальше, если бы в 1888 году не заболела Елизавета Августовна – жена художника.

 

Еще недавно Елизавета Августовна могла разговаривать, смеяться и даже позволяла себя навещать. Тогда-то и приходил часто к Суриковым Лев Николаевич Толстой. Он усаживался в кресло возле больной и занимал ее беседой, смешил рассказами о забавных встречах с людьми, передавал интересные новости и события. Но иногда он вдруг начинал молча, пытливо вглядываться в ее лицо, словно изучая его, или пристально рассматривать исхудавшие руки. И тогда Елизавете Августовне становилось не по себе. После одной из таких встреч, она попросила Сурикова, чтобы он больше не пускал Льва Николаевича к ней. Василий Иванович долго не мог понять в чем же дело, но все объяснила прислуга. Суриков вспомнил, как они с графом рассуждали о смерти, как интересовала графа эта главная загадка бытия...

 

В следующий визит писателя к Суриковым художник не пустил его в дом. «Пошел вон, злой старик! Чтобы тут больше духу твоего не было!» - сказал он Толстому.

 

Так великий живописец и великий философ-литератор прекратили отношения.

В честь 70-летия Музея-усадьбы В.И. Сурикова открыта новая сезонная выставка «Казачья завозня», действующая в летне-осенний период.
В течение этого года мы принимаем подарки. В конце июня Красноярское региональное управление АО «Росипподромы», директор Юрий Николаевич Голиков и начальник производственного отдела Ирина Павловна Родионова, а также мастер конного спорта Марина Алексеевна Ирбитская подарили двое саней середины XX века, которые сразу вписались в наш усадебный ландшафт.
Атаман Красноярской региональной общественной организации «Союз казаков Енисея» Анатолий Алексеевич Князьков и заместитель председателя казачьего культурного центра «Енисейская казачья вольница» Александр Лукич Высотин подарили современную нагайку – это короткая ременная плеть для управления лошадью, которая в ряде случаев используется казачьим войском в качестве гибкого нелетального ударного оружия.
Аскизский краеведческий музей имени Н.Ф. Катанова (Республика Хакасия), директор Малика Махмадисуфовна Норасова, передал на временное хранение стремена конской упряжи второй половины XIX века.
Житель деревни Тигино Большемуртинского района Красноярского края Сергей Григорьевич Бурянин отдал в дар седелку ручной работы с деревянными колодками конца XIX века.
Музей-усадьба В.И. Сурикова высоко ценит своих дарителей и выражает им свою признательность и благодарность за личный вклад в сохранение историко-культурного наследия Красноярска.
Отдельное спасибо Красноярскому краевому краеведческому музею, его директору Валентине Михайловне Ярошевской, главному хранителю отдела фондов Александру Адольфовичу Гуляеву и начальнику отдела оцифровки и описания музейных предметов Илье Владимировичу Куклинскому за предоставленные фотонегативы.
Особую благодарность выражаем Александру Александровичу Магазёву первому заместителю директора по развитию и новым технологиям Красноярского краевого краеведческого музея за оперативную помощь.
Надеемся на долгое творческое сотрудничество и дружбу!

з1 з3

сани 1 сани 2

нагайка сиделко

стремя ves

 

А знаете ли вы, что предки В.И. Сурикова были участниками Красноярской шатости (1695-1698 гг.)?

В 1901 году Василий Иванович писал своему младшему брату Александру в Красноярск:

«1901

Здравствуй, дорогой наш Саша!
Пишу тебе, что в «Журнале Министерства народного просвещения», май 1901 года, напечатана статья Оглоблина о Красноярском бунте 1695–1698 годов. Тут многие есть фамилии наших казаков и в том числе имена наших предков с тобой, казаков Ильи и Петра Суриковых, принимавших участие в бунте против воевод-взяточников. «В доме Петра и Ильи Суриковых» были сборища заговорщиков против воеводы «ночные». Здесь бывали Злобины, Потылицыны, Кожуховские, Торгошины, Чанчиковы, Путимцевы, Потехины, Ошаровы, Юшковы, Мезенины и все, все, потомков которых мы знаем. Видно, у нас был большой дом, уже не дом ли Матвея-дедушки? Суриков (Петр) был «в кругу», где решили избить воеводу и утопить его в Енисее, Прочти и покажи знакомым эту статью. Можно достать или в гимназии, или семинарии. Чрезвычайно интересно, что мы знаем с тобой предков теперь своих, уже казаков, в 1690 году, а отцы их, конечно, пришли с Ермаком...».

В письме затрагивается очень важное для Красноярска событие – Красноярский бунт 1695-1698 годов. В нем принимали участие и предки великого художника – Илья и Петр Суриковы. В их доме собирались бунтовщики.

По данным крупного библиографа, специалиста по библиотечному делу С.Н. Мамеева, старый дом казаков Суриковых, где собирались «бунтовщики», сгорел при пожаре 26 июня 1773 г. Дом находился по Качинской улице, «во второй куртине», по левую сторону, под номером 77 (сейчас это улица Марковского).

Узнав об этой истории Суриков пришел в восторг. Его воображение уже рисовало картину произошедшего: «Это прелесть! Вот это картина! Я представляю себе чудный летний день. Енисей в полном величественном разливе. Огромная толпа взбунтовавшихся на берегу, тут и стар и млад и женщины, посадили свое начальство в дощаник, отпихнули от берега, а с берега летят камни в отъезжающих, а воздух насыщен насмешками и улюлюканьем!..» Так описывал Василий Иванович свои впечатления В.М. Крутовскому – известному красноярскому врачу и публицисту. Он часто встречался с Крутовским, ходил с ним на высокий берег Енисея, куда, по преданиям, притащили бунтари воеводу Дурново. Суриков сделал первые наброски этой сцены. Нарисовал и другую сцену, где народ вламывается во двор воеводы для расправы с ним. В одной из фигур на первом плане Василий Иванович изобразил своего предка Илью, придав ему фамильное сходство с самим собой. Он сделал еще много набросков для вновь задуманной картины, но замысел этот так и не был осуществлен.

До нас дошел лишь эскиз 1902 года, на котором Суриков изобразил толпу казаков, сталкивающих в воды Енисея плот с воеводой.

bunt

В.И. Суриков. «Красноярский бунт 1695 года». 1902 год. Из собрания Государственного Русского музея.

В.И. СУРИКОВ//ПУТЕШЕСТВИЯ 

Открываем новую рубрику о путешествиях В.И. Сурикова. 

Василий Иванович Суриков родился в Красноярске 170 лет назад 24 января 1848 года. Здесь он жил до 20 лет, а затем переехал в Санкт-Петербург, где учился в Императорской Академии художеств. После окончания Академии В.И. Суриков жил в Москве. За свою жизнь художник много путешествовал, объездил не только Россию, но и Европу. Но всегда душа художника стремилась к родной стороне, в Красноярск. Где бы художник ни останавливался, везде жил на съемных квартирах. Поэтому дом В.И. Сурикова это единственное место во всем мире, которое связывает нас через столетия с великим русским художником. 

После того, как В.И. Суриков покинул отчий дом в 1868 году, он еще не раз приезжал в Красноярск. Сам художник говорил: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства, она же дала мне дух, и силу, и здоровье». В Красноярске художник пишет «Взятие снежного городка», этюды к произведениям «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы», пишет эскизы к картине «Благовещение», а также к незавершенным работам «Красноярский бунт 1695-1698 гг.» и «Княгиня Ольга встречает тело Игоря». 

В.И. Суриков всегда стремился жить в Красноярске, а в Москву и Санкт-Петербург выезжать только на выставки. Однако, в письме к младшему брату Александру от 3 апреля 1895 года, художник пишет: «Право, Саша, если ты в силах сделать это путешествие [из Красноярска в Москву], то приезжай. Я уж по горькому опыту знаю, что перемена некоторая необходима». Эти строки связаны с мрачным событием в жизни В.И. Сурикова, с уходом из жизни его матери Прасковьи Федоровны. Художнику были необходимы эти «перемены». Путешествия давали ему силу для творчества и мужество, чтобы пережить удары судьбы. 

В Музее-усадьбе В.И. Сурикова хранятся произведения художника, которые он писал в своих поездках. Самые ранние из них входят в минусинский акварельный альбом 1873 года, написанный в Хакасии.

ФГ 12

В нашей книге отзывов ежедневно появляются интересные записи, которые поднимают нам настроение и помогают оценить качество работы музея. Приятно, что наши посетители не скупятся на эмоции и делятся положительными впечатлениями от посещения усадьбы В.И. Сурикова. Орфография и пунктуация авторов сохранены.

my8BYfSlAUo

Мне очень понравился Музей. Я еще приду. И мне нравятся картины. Максим, 6 лет. Красноярск. Июнь 2018.

Комментарий сотрудников музея: Всегда рады юным гостям, ведь они самые увлеченные посетители.

_______________________________ . _____________________________________

Изумительный музей, неповторимая энергетика дома знаменитого художника.

Таланин А.

Комментарий сотрудников музея: солидарны с мнением посетителя, каждый день счастливы работать в этом невероятном месте.

______________________________ . ______________________________________

Очень интересный музей. Замечательный экскурсовод Екатерина Игоревна. Все очень понравилось!!! Спасибо. г. Волгоград. Июнь 2018.

Комментарий сотрудников музея: Рады за Катюшу! К слову скажем, у нас все экскурсоводы бесподобны!

EONcCvHfNaw 

08.05.2018

Замечательный музей!

Огромное спасибо за сохранение истории художника!!! Тихоновы. Санкт-Петербург.

Комментарий сотрудников музея: Спасибо за отзыв  из Санкт-Петербурга. Для нас это особо ценно, ведь в этом городе исполнилась мечта Василия Ивановича стать художником.

_____________________________ . __________________________________

10.05.2018

Музей впечатляет. Экскурсии интересные, познавательные. Спасибо за такую любовь к городу и, конечно, В. Сурикову. Уч-ся лицея №2 г. Красноярска

Комментарий сотрудников музея: Мы ценим, что педагоги приобщают своих учеников к творчеству Василия Сурикова.

uTP2LQVNvVU 

07.06.18

Спасибо большое! Было очень приятно побывать в Доме-музее Сурикова. Всего хорошего Вам!

Комментарий сотрудников музея: Этот отзыв оставили гости из Финляндии. Рады, что расширяется география наших посетителей.

______________________________ . ___________________________________

12.06.18

Огромное спасибо. Дом с душой Василия. Спасибо хранителям и экскурсоводам за атмосферу. Кулигина, Гарановы. г. В. Уфалей, г. Екатеринбург.

Комментарий сотрудников музея: Во многом атмосфера зависит от посетителей. Спасибо Вам, что дарите приятные моменты.

0pS6zFOfDyY 

14.04.2018 .

Прилетела на Красноярский экономический Форум из Москвы и меня пригласили в музей-усадьбу Сурикова В.И. Если раньше любовалась его творчеством на выставках в музеях, то сейчас прикоснулась с его личной историей и очень благодарна всем, кто сумел сохранить и по настоящие дни сохраняет его историю, дом и частичку самого великого художника. Большое спасибо с наилучшими пожеланиями. Ли Бри.

Комментарий сотрудников музея: Благодарим, что даже в напряженном графике экономического форума находится время, чтобы посетить наш музей.

7Pwjbwr 3C4 

23.05.2018

Я приехала из Монголии. Мне очень нравиться жить и учится в Красноярске. В.И. Сурикова – все замечательно.

Комментарий сотрудников музея: Рады, что наш город пришелся Вам по нраву и настоятельно рекомендуем остаться здесь навсегда.

______________________________ . __________________________________

Понравилось «Утро стрелецкой казни».

Комментарий сотрудников музея: Интересно, как посетителю нашего музея из Китая могло понравиться произведение «Утро стрелецкой казни», если оно всегда находилось в собрании Государственной Третьяковской галереи в городе Москва.

yP5LAL750TA 

22.11.2017г.

Приятно вновь вернуться в этот дом казаков, в те интересные годы – все как в Стрымбе, где воспитывали меня! В. Лановой.

Комментарий сотрудников музея: в конце прошлого года к нам приезжал народный артист СССР, звезда российского театра и кино Василий Семёнович Лановой.

Уважаемые посетители! 20 июня 2018 года с 13:30 до 15:30 музей будет закрыт по техническим причинам. Учитывайте эту информацию при планировании посещения нашего музея. 

sur

Мы рады сообщить, что Музей-усадьба В.И. Сурикова стал полноправным членом Союза музеев России!

На этой неделе мы получили свидетельство о включении в реестр Союза музеев. В юбилейный год для музея вступление в Союз стало одним из важнейших событий.

Союз музеев России является единственной в России организацией, объединяющей музеи страны как общественные институты. Его членами являются более 400 музеев из 75 субъектов Российской Федерации. Как определил кредо Союза его президент Михаил Пиотровский, «мы будем делать все от нас зависящее, чтобы вернуть музею его первородное предназначения «дома муз», а не торгово-развлекательного центра».

Суриковаimg426

 

В 1909 году Василий Иванович создаёт этюд «Озеро Шира», который хранится в коллекции нашего музея. В собрание музея работа поступила в 1957 году от наследников художника, размер 29,8 х 38,7 см. Это ещё одна работа, отражающая быт хакасов и великолепие природы юга Сибири.

Озеро Шира расположено в неглубокой межгорной впадине в Северо-Минусинской (Чулымо-Енисейской) котловине. Озеро слабосолёное, несмотря на то, что в него с юго-восточной стороны впадает небольшая речушка Сон. О целебных свойствах озера в своих записях упоминал знаменитый немецкий учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и путешественник, находящийся на русской службе (1767—1810 г.г.) П. С. Паллас в XVIII веке. Одним из инициаторов создания курорта на озере Шира в XIX веке был томский купец-золотопромышленник З. М. Цибульский.

По легенде, З.М. Цибульский обратил внимание на то, что его собака, случайно раненая им на охоте, купаясь в озере, залечила раны и сама прибежала домой совершенно здоровой. Решив проверить насколько целебна озёрная вода, Цибульский попробовал лечить ваннами свой радикулит и действительно избавился от болезни. В 1927 году по инициативе врача, общественного деятеля В. С. Пирусского был открыт первый сибирский санаторный пионерский лагерь.

Живописные пейзажи юга Сибири всегда привлекали Василия Ивановича. Приезжая из столицы в родные места, художник всегда старался посетить Хакасию. Мягкий климат и кисломолочные продукты местного производства помогали Сурикову поправить здоровье.

В этюде «Озеро Шира» на втором плане изображена светло-голубая гладь озера. Справа два двухэтажных деревянных дома. На первом плане расположен дом с открытым балконом и деревянной лестницей. На первый взгляд ничего особенного в этом доме нет, но если знакомиться детально с данной работой, можно увидеть женщину в белой блузе с уложенными волосами тёмного цвета, стоящей на балконе дома. Перед домами располагаются три бревенчатые юрты — национальные жилища хакасов. Традиционная юрта имеет 6-8 углов. Считалось чем больше углов, тем зажиточнее хозяин. Полутораметровые стены ставились без фундамента на утрамбованную землю покрытую берестой. Куполообразная крыша имела в центре дымоход, под ним располагался очаг. Дверь юрты была направлена на восток. Крышу крыли корой, реже досками. С приходом русского населения в XVII веке на территорию Хакасии, произошла интеграция культур. Местное население стало строить для себя дома русского типа, а во дворах, вплоть до середины ХХ века, ставили юрту, которая использовалась как летняя кухня. Юрты XIX века сохранились до сегодняшних дней на территории Аскизского района Республики Хакасия.

В этюде преобладает природный колорит цветов: голубая вода озера, коричневые оттенки деревянных построек, насыщенно зелёный – цвет степной травы. В целом композиция отражает быт и особенности построек юга Сибири начала ХХ века.

Хранитель фондов А.А. Куприянов.

Озеро Шира

Июньское цветение усадьбы

P80608 153557 01 P80608 153634 01

P80608 153831 01 P80608 153859 01

P80608 153948 01 P80608 154237 01

 

Вчера было особенно многолюдно в усадьбе. Практически каждый уголок заполнен посетителями. На деревянном тротуаре дети из детской художественной школы №1 им. В.И. Сурикова пишут этюды. На лужайке проходят занятия семейного клуба «Школа пестования», которые проводит Екатерина Горева - педагог школы этнической социализации, а в доме В.И. Сурикова посетители наслаждаются творчеством великого живописца. 

SVshrNqfBsY   bHCCh m0Po4

RpgtOoCH9Tg   6eDVC0aHdpg

5 июня 1948 года к столетию со дня рождения Василия Ивановича Сурикова Секретарь ВКП(б) И.В. Сталин Постановлением Совета Министров СССР поручил организовать в городе Красноярске в доме, где родился и жил В.И. Суриков, мемориальный художественный музей.

Сегодня Музею-усадьбе В.И. Сурикова исполнилось 70 лет. Музей развивается, ведет активную научную деятельность, экспозиционно-выставочную работу, разрабатывает новые проекты и ежедневно принимает огромное количество посетителей.

В этот важный день в истории музея мы отдаем дань памяти гордости нашего Отечества, великому живописцу и нашему земляку Василию Ивановичу Сурикову.

dr

dr2

По давней многолетней традиции в течение всей недели к нам в музей приходят ученики Детской художественной школы №1 им. В.И. Сурикова. Учащиеся, получая вдохновение от усадьбы, где родился, жил и работал Василий Иванович Суриков, развивают художественные навыки. 

DSC 9999DSC 9998DSC 9971

В 2018 году Красноярск отмечает 390 лет! Музей-усадьба В.И. Сурикова присоединяется к поздравлению с юбилеем любимого города и приглашает горожан на праздничные общегородские мероприятия!

C Днем рождения Программа Дня города

 

1 июня, в День защиты детей, приглашаем посетить Музей-усадьбу В. И. Сурикова. Вход детям до 14 лет бесплатно. Взрослый билет - 100 рублей, пенсионерам - 50 рублей.

Давайте встретим лето в усадьбе!

sakura

18 мая 2018 года прошла наша ночь музеев "Грани веков". Благодарим за участие в мероприятии фольклорный ансамбль "Шкатулочка", Сергея Цветкова, поэта и музыканта фри-фолк группы "Кэдди пахнет деревьями", Гильдию Красноярских Поэтов, волонтёров студенческого штаба Универсиады - 2019 КрасГМУ. Отдельное спасибо за чудесные фотографии Александру Владимировичу Колесникову, фотографу медиа-коворкинга "Открытая студия". Надеемся на дальнейшее сотрудничество и дружбу. А наших посетителей благодарим за тёплые отзывы, мы рады работать для вас!

prask   dom

sergey  shkatuloc

Уважаемые посетители!

18 мая музей работает с 18:00 до 23:00, в связи с проведением Музейной ночи "Грани веков".


JgqyfV JE1U

 

В коллекции нашего музея хранится работа «Портрет хакаски», написанная Василием Ивановичем в 1909 году, поступившая в собрание в 1963 году от наследников художника. Женский портрет – отдельный блок творчества Сурикова. С самого начала творческого пути художник начинает писать женские образы, подчёркивая тонкий душевный мир прекрасной половины человечества.

В данной работе, на сером фоне, изображена молодая женщина – хакаска, сидящая со сложенными руками на коленях. Василий Иванович в портрете отображает особенности внешнего вида женщин Минусинского уезда конца ХIX - начала ХХ века. Одета в национальное платье синего цвета (ипчi когенег). Платья были одинакового покроя – широкие в подоле, объемные в рукаве, с разрезом на груди, который застёгивался на пуговицу, и отложным воротником. Повседневные платья шили из хлопчатобумажной ткани, а праздничные из шёлка. Наплечники, воротник, манжеты и подол платья чаще всего обшивались чёрным бархатом и имели вышивку в виде растительного орнамента. С особенностями одежды было связано немало народных воззрений. Так, на шве рукава под мышками и над обшлагами оставляли полоски, называемые хут сыынчан — место притяжения души (человека). Надо отметить также особое отношение хакасов к пуговицам (марха) и воротнику (мойдырых), считавшимися хранителями души человека. При продаже одежды полагалось отпороть пуговицы, иначе вместе с ними уйдет счастье.

Женщина запечатлена в платке тёмного цвета с красным орнаментом. Две заплетённые косы означают то, что женщина замужняя. В ушах национальные серьги (ызырга) с бусинами (суру), с серебряным полтинником и шелковой кисточкой на конце. Коралловые бусы завозили в Хакасию из средней Азии. В обмен за одну бусинку давали быка или лошадь. По поверьям, женские уши не должны быть пустыми, ибо к кораллам притягивается душа. На пальцах девушки – перстни, выполненные из металла серебристого цвета, украшенные цветными камнями. На груди – православный крест. Массовое крещение хакасов состоялось в 1876 году на берегу р. Аскиз. Но, несмотря на это, население верило и в бога, а также и жило по старинным хакасским поверьям. На данном портрете можно просмотреть национальный колорит женского гардероба хакасок.

Посещая юг Сибири Василий Иванович отражал в своих произведениях не только великолепие природы, но и особенности материальной культуры местного населения.

Хранитель фондов музея Антон Куприянов.

 

Хакаска

Красноярцы и гости нашего города, в майские праздники музей будет работать по привычному расписанию. Приходите к нам и проведите время с пользой!

UmuX6ur T6g

Новости (все события)

Музей в социальных сетях      Вконтакте
Музей на карте города
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений